ОРИГИНАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Цель исследования – изучить уровни физической активности (ФА) в связи с другими факторами риска среди трудоспособного населения Рязанской области.
Материалы и методы. МЕРИДИАНРО проводилось как проспективное когортное кросссекционное исследование с ретроспек тивной частью и включало в себя исследование биохимических образцов, электрокардиограмм и опрос с помощью стандартизи рованного опросника. Уровень ФА оценивался по опроснику CINDI и затем был пересчитан по опроснику IPAQ (International Physical Activity Questionnaire). С 2011 г. в исследование было включено 1622 человека (1220 – в городе, 402 – в сельской местности) в возрас те от 25 до 64 лет (средний возраст 43,4 ± 11,4 года), из них 42,6 % – мужчины, 53,8 % – женщины.
Результаты. Уровень низкой ФА в Рязанской области, измеренный по опроснику IPAQ, составил 22,9 % (24,3 % в городе и 18,4 % в сельской местности, р = 0,014). С помощью мультиноминальной логистической регрессии были установлены ассоциации между низкой ФА и наличием высшего образования (отношение шансов (ОШ) 3,63 при 95 % доверительном интервале (ДИ) 2,26–5,85, р = 0,0001, тест Вальда 28,172), курением (ОШ 1,32 при 95 % ДИ 1,01–1,72, р = 0,045, тест Вальда 4,031) и повы шенным уровнем липопротеина более 30 мг/дл (ОШ 1,38 при 95 % ДИ 1,04–1,83, р = 0,024, тест Вальда 5,119). Также была выявлена высокая потребность в консультировании по повышению ФА (74,5 %).
Заключение. Уровень низкой ФА в Рязанской области по результатам исследования МЕРИДИАНРО и измеренный по опроснику IPAQ составил 22,9 % (24,3 % – в городе и 18,4 % – в сельской местности; р = 0,014), что ниже, чем в среднем по России. Вы сокая потребность в консультировании по повышению ФА и созданные условия для увеличения ее уровня в регионе свидетельству ют о необходимости интенсифицировать работу среди населения в этом направлении.
Цель исследования – изучение некоторых параметров жесткости сосудистой стенки у пациентов с анкилозирующим спонди литом (АС) без клинически манифестной сердечнососудистой патологии.
Материалы и методы. На базе 2 центров обследовали 106 пациентов с АС и 21 здорового добровольца без сердечнососудистых за болеваний, сопоставимых по возрасту, полу, риску развития сердечнососудистой патологии. Оценили сердечнососудистый риск, жесткость сосудистой стенки (индекс аугментации, скорость распространения пульсовой волны (СРПВ)) методом осциллографии.
Результаты. Жесткость сосудистой стенки пациентов с АС (в обоих центрах) и здоровых лиц сопоставима. СРПВ составила 7,45 (5,4–8,71) м/с у больных АС (n = 106) и 8,53 (6,28–9,5) м/с – у здоровых лиц (n = 21); индекс аугментации в аорте – 15,6 (7,9–31,1) % у больных АС и 21,1 (10,2–24) % – у здоровых лиц, p > 0,05 для всех. При корреляционном анализе выявлены взаи мосвязи между индексом аугментации, возрастом, артериальным давлением, клиническими показателями активности (индекс BASDAI), показателями подвижности позвоночника (индекс BASMI).
Заключение. Жесткость сосудистой стенки у пациентов с АС без сердечнососудистых заболеваний и сопоставимых по сердеч нососудистому риску здоровых лиц не отличается. Показатели жесткости сосудистой стенки взаимосвязаны с возрастом, уровнем артериального давления, клиническим показателем активности (индексом BASDAI) и нарушением подвижности осево го скелета (индексом BASMI).
Цель исследования – оценить качество терапии антиагрегантами у больных ишемической болезнью сердца на амбулаторном этапе.
Материалы и методы. Использованы данные ретроспективного амбулаторного регистра РЕКВАЗА (3690 больных, проживающих в г. Рязани или Рязанской области), имеющие в амбулаторной карте указание на наличие одного из диагнозов: ишемическая болезнь сердца, артериальная гипертония, хроническая сердечная недостаточность, фибрилляция предсердий или их сочетание. Из 427 больных, перенесших острый инфаркт миокарда (ОИМ) и/или чрескожное коронарное вмешательство (ЧКВ) с ангиопла стикой коронарных артерий в виде стентирования, выделены 49 больных, перенесших ОИМ и/или ЧКВ со стентированием за период ≤ 1 год до момента включения в регистр, которым, согласно современным клиническим рекомендациям, показана двойная антиагрегантная терапия (ДАТ). Одновременно выявлены противопоказания к ДАТ и сопоставлена зависимость на значения терапии от их наличия.
Результаты. Из 49 больных, имевших показания к назначению ДАТ, она назначена в 15 (30,6 %) случаях, не назначена 3 (6,1 %) паци ентам при наличии противопоказаний, 25 (51,0 %) пациентов не получали ДАТ при отсутствии противопоказаний, а 6 (12,3 %) больным терапия назначена при наличии противопоказаний.
Заключение. ДАТ, назначаемая врачами амбулаторнополиклинического звена, не всегда соответствует современным клиниче ским рекомендациям. При явных показаниях к назначению ДАТ отмечаются случаи, когда ДАТ не применяется или напротив – назначается при наличии противопоказаний.
Цель исследования – изучить особенности артериальной ригидности у больных хронической обструктивной болезнью легких (ХОБЛ) и хронической сердечной недостаточностью (ХСН) по данным суточного мониторирования.
Материалы и методы. Обследовано 111 больных ХОБЛ, из которых 76 имели признаки ХСН. Больные с ХОБЛ и ХСН были раз делены на 2 группы в зависимости от наличия или отсутствия перенесенного инфаркта миокарда (ИМ). Изучались параметры суточного мониторирования артериальной ригидности (АР) с помощью аппарата BPLab МнСДП2.
Результаты. У больных ХОБЛ и ХСН отмечены повышение индекса артериальной ригидности (ИАР) (за сутки, день) и скорость рас пространения пульсовой волны (СРПВ) (за сутки, день, ночь) по сравнению с аналогичными показателями у пациентов с ХОБЛ без ХСН. Наблюдается взаимосвязь ИАР и основных факторов сердечнососудистого риска (артериальная гипертензия, возраст, индекс массы тела). У пациентов с ХОБЛ, ХСН и перенесенным ИМ в отличие от больных без перенесенного инфаркта выявлено повышение индекса аугментации в течение всего времени наблюдения (и днем, и ночью). У пациентов с ХСН без перенесенного ИМ ИАР в течение суток значимо превышал аналогичные показатели как у пациентов с ХОБЛ без ХСН, так и у больных ХОБЛ с ХСН и перенесенным ИМ.
Заключение. У пациентов с ХОБЛ и ХСН выявлено повышение жесткости сосудистой стенки. Учитывая выраженные изменения АР не только в дневные, но и в ночные часы, для получения более объективных результатов целесообразно выполнение суточного мониторирования АР у пациентов с сочетанной патологией.
ЛЕКЦИЯ
Миокардит – это воспалительное поражение миокарда, обусловленное воздействием различных факторов (инфекционных, иммунных, химических, физических и аллергических). Основная причина развития заболевания – вирусные агенты. Термин «мио кардит» был введен в медицинскую практику в 1837 г. J.F. Sobernheim, который считал основными признаками заболевания наличие инфекционного фактора, воспалительных и сосудистых нарушений в миокарде. Выделить специфические симптомы миокардита не представляется возможным, поэтому распространенность заболевания в популяции определить достаточно тяжело. Однако связь с определенным этиологическим фактором (например, с перенесенной инфекцией, приемом некоторых лекарственных препаратов) и наличие симптомов поражения миокарда (боль в грудной клетке, одышка, нарушения ритма и про водимости) могут натолкнуть на мысль о возможном развитии миокардита. При использовании лабораторных методов ис следования отмечают повышение кардиоспецифических ферментов, признаки воспалительной реакции. Эндомиокардиальная биопсия (ЭМБ) до настоящего времени является «золотым стандартом» в постановке диагноза миокардита. Диагностическая ценность метода ограничена техническими возможностями, навыками медицинского персонала и развитием возможных ослож нений. Альтернативой ЭМБ может быть использование магнитнорезонансной томографии с гадолинием, которая позволяет оценить наличие очагов воспаления в миокарде. Определенную ценность имеют разработанные диагностические критерии, од нако проблемы постановки и дифференцирования диагноза остаются до конца нерешенными. Специфических методов и схем лечения миокардита не существует. Чаще всего применяется симптоматическая терапия в зависимости от проявлений мио кардита. Использование нестероидных противовоспалительных препаратов и глюкокортикостероидных средств в настоящее время является спорным вопросом. Необходимо помнить о профилактике инфекционного миокардита и санации имеющихся очагов инфекции в организме.
ОПИСАНИЕ СЛУЧАЯ
Цель исследования – описать клинические случаи развития импульсивнокомпульсивных расстройств (ИКР) при болезни Пар кинсона (БП).
1-й клинический случай. Больной Н., 75 лет, страдает в течение 15 лет БП, акинетикоригидной формой заболевания со сте пенью тяжести 4 по шкале Хён–Яра. С 2009 г. получает 1 табл. леводопы/карбидопы (250/25 мг) 5 раз в сут, прамипексол – 1 табл. 3,5 мг/сут, амантадина сульфат – 1 табл. 100 мг 5 раз в сут. На фоне приема противопаркинсонических лекарств у больного развились поведенческие расстройства в виде дофаминового дизрегуляторного синдрома в сочетании с пандингом, гиперсексуальностью и шопингоманией, сопровождающиеся зрительными галлюцинациями. Суммарная эквивалентная доза ле водопы составила 1600 мг/сут.
2-й клинический случай. Больная Р., 52 лет, страдает смешанной формой БП около 5 лет. Обратилась с жалобами на замедлен ность движений, дрожание в левой руке, нарушение сна, сниженный фон настроения. В поликлинике был назначен пирибедил в дозе 1 табл. 50 мг 3 раза в день. Несмотря на то, что больная принимала только 1 дофаминергический препарат в терапевти ческой суточной дозе, у нее развились ИКР в виде гиперсексуальности, компульсивной шопингомании и компульсивного переедания.
Результаты. В 1м клиническом случае для коррекции поведенческих расстройств больному была уменьшена доза леводопы/ карбидопы до 750 мг/сут (3/4 табл. 4 раза в день); добавлены леводопа/бенсеразид (быстродействующие таблетки) по 1 табл. 100 мг утром и леводопа/бенсеразид (гидродинамически сбалансированная система ‒ ГСС) по 1 табл. 100 мг на ночь (суммарная доза леводопы 950 мг/сут). Амантадина сульфат и прамипексол были постепенно отменены; дополнительно назначили атипич ный нейролептик клозапин в дозе 6,25 мг на ночь. Через 3 мес отмечалось улучшение состояния, регрессировали зрительные гал люцинации, улучшились отношения в семье, фон настроения стал более стабильным. Больной продолжает петь в караоке, од нако это увлечение стало менее навязчивым. Во 2м клиническом случае для коррекции ИКР пирибедил был заменен на прамипексол пролонгированного действия по 1,5 мг утром. При контрольном осмотре через 3 мес поведенческие расстройства обнаружены не были.
Заключение. В статье описаны 2 клинических случая развития ИКР у больных с БП, способы диагностики и возможности кор рекции этих нарушений.
ОБЗОР
Клиническая медицина развивается по пути все большей специализации, однако существуют заболевания, с которыми сталки ваются врачи разных специальностей. Самое распространенное нарушение ритма сердца после экстрасистолии – фибрилляция предсердий (ФП), наличие которой в несколько раз повышает для пациента риск кардиоэмболий, в первую очередь – ишемиче ского инсульта. Идентификация причин развития инсульта и системных эмболий привела к разработке клинических шкал по оценке вероятности их развития. Согласно современным рекомендациям наиболее действенный способ медикаментозного предупреждения кардиоэмболических осложнений при ФП – длительное (неопределенно долгое) применение пероральных анти коагулянтов. Этот подход превосходит по эффективности как монотерапию ацетилсалициловой кислотой, так и ее сочетание с клопидогрелом. Использование антикоагулянтов оправданно у больных с факторами риска инсульта вне зависимости от кли нического варианта ФП (пароксизмальная, постоянная или персистирующая).
До недавнего времени пероральная антикоагулянтная терапия подразумевала использование препаратов группы антагонистов витамина К (АВК), лидирующая позиция среди которых принадлежит варфарину, однако особенности фармакодинамики и фар макокинетики препарата существенно осложняют его практическое применение. Результаты ряда крупных рандомизированных контролируемых исследований показали, что у больных с неклапанной ФП (т. е. при отсутствии митрального стеноза или ме ханических протезов клапанов сердца) новые пероральные антикоагулянты (НПОАК) могут использоваться наряду с АВК. По сравнению с варфарином у НПОАК есть преимущества: гораздо меньшая степень взаимодействия с пищевыми продуктами и лекарственными препаратами, отсутствие потребности в постоянном мониторинге с использованием коагуляционных тестов; нет также необходимости в подборе дозы (хотя требуется коррекция дозы при нарушениях функции почек). При назначении терапии АВК или НПОАК должен быть определен риск геморрагических осложнений. Пациента необходимо информировать о достоинствах и недостатках каждого варианта терапии, чтобы учесть реальные возможности безопасного поддержания стабильного уровня антикоагуляции и предпочтения пациента. Эффективное влияние на прогноз и качество жизни больного с ФП возможно в том случае, если врачи всех специальностей хорошо понимают друг друга и знают общие подходы к лечению таких больных. Ключевая роль в координации всех действий принадлежит терапевту широкого профиля или врачу общей практики.
РЕДАКЦИОННАЯ СТАТЬЯ
Недостаточная физическая активность (ФА) сегодня является одним из значимых факторов риска смертей, связанных с ате росклерозом. Уровень ФА падает во всем мире. Исследования, проведенные в Великобритании, США, Индии, Бразилии и Китае (45 % населения всего мира), показали, что уровень ФА в этих странах снизился и будет продолжать падать в следующие 15 лет. Это стало причиной 12,2 % случаев инфаркта миокарда. В России уровень ФА населения также снижен. Данные более чем 40 на блюдательных исследований доказывают линейную взаимосвязь между уровнем ФА и общей смертностью у молодых и пожилых лиц. Минимальный порог ФА, который может снизить риск смерти от всех причин, находится на уровне 2,5–5 ч в неделю. Даль нейшее увеличение ФА (ее продолжительности и/или интенсивности) приводит к еще большему снижению рисков. ФА должна занимать как можно больше дней в неделю и иметь продолжительность более 10 мин в день. Для пациентов с сердечнососуди стыми заболеваниями определить необходимый уровень ФА достаточно сложно, поэтому перед началом занятий они должны пройти нагрузочное тестирование. Программу тренировок нужно определять на основании полученных данных и клинического статуса пациента. Даже непродолжительные умеренные и/или интенсивные физические нагрузки могут снижать риск смерти больного. Если индивидуум не достигает целевых 150 мин умеренной ФА в неделю, но занимается регулярно, риск коронарной болезни сердца значительно снижается (в среднем на 14 % при 95 % доверительном интервале 0,76–0,97). Разработка программ повышения ФА у населения может оказать существенное влияние на общую и кардиоваскулярную смертность.
ISSN 2412-8775 (Online)